2 авг. 2012 г.

Румыния и Болгария 2012. Часть 2 - Вперед на отдых!

Вперед на отдых: дороги и границы, навигатор и карты, заправки и кафе-бары

Итак, вечером 2 июля вещи были загружены в машину, бак залит доверху, семейство легло отдохнуть перед дорогой. Мне почему-то заснуть не удалось, хотя жена и утверждала, что храпел я ого-го. Наверное ей показалось. В начале третьего ночи потихоньку разбудил жену, сходил в гараж за машиной и поехали на отдых :)
Кстати, у дочки есть определенная специфика путешествий. Обычно мы выезжаем ранним утром или скорее сказать ночью – не жарко и меньше транспорта. Так вот, дочку разбудить очень тяжело, зато, как только она усаживается в автокресло, так и не смыкает глаз, а только комментирует что может увидеть :)

Маршрут был проложен через Черновцы, погранпереход Тереблече (Украина) – Сирет (Румуния). Дальше по Румынии: Бакау, Фокшани, Бузау, Слобозия и паром через Дунай в Силистру (это уже Болгария). Ну и по Болгарии Добрич-Варна-Бургас. В Черновцах, на окружной есть две заправки ОККО, где мы долили бак до полного (в Украине бензин дешевле) и поехали на границу с Румунией. Не удивлю никого, если скажу что хоть у нас и дешевый бензин, но дороги у нас самые противные. Одна разметка, нанесенная по ямам чего стоит :(

Итак, граница с Румунией (Тереблече-Сирет): на украинской стороне никто ничего не проверял и прохождение заняло 5 минут. На румунской стороне была очередь из 15-20 машин. Те, кто «договаривался» отдельно, проходили по «временно закрытой полосе» быстрее. Так как мы стараемся не плодить коррупцию, то простояли в очереди около 40 минут. На проверке только попросили открыть багажник и спросили про количество спиртного и сигарет, которое мы везем. И все! Ни фотографии ребенка, жены, ничего больше никто не проверял. Можно было еще пару китайцев нелегалов провезти :)

Проезжаем границу и мы в Румынии. По приезду брат пренебрежительно назвал их цыганами, на что моя супруга ответила: «Да это мы цыгане, по сравнению с ними!». И действительно, дороги у них хорошие, пусть местами узкие, но покрытие хорошее. Знаки везде расставлены так, что по ним действительно можно ориентироваться! Если стоит знак «Запрет обгона», то там действительно негде обгонять, а через 100 метров, где можно обгонять – уже стоит снятие запрета на обгон. Скажу, что для водителя – это реальная помощь. Скоростной режим соблюдают практически все (50 км/ч в городе). Часто в населенных пунктах стоит полиция, хотя как и у нас водители предупреждают друг друга перемигиванием дальнего света. Что дополнительно утомляет, так это большое количество повозок с лошадьми и осликами.

По возвращению на Родину очень веселили наши знаки. Например вот такой: "Ямы на протяжении следующих 5 километров". А через 5 километров снова такой же знак.

В Румынии нигде не видел заброшенных полей – все посажено и ухожено. В городах чисто и аккуратно, очень много цветов. Писать можно долго, но суть ясна – цивилизация.

Всю дорогу мы пользовались услугами навигатора iGO 8. Стоит отметить, что это достойное программное обеспечение. Лишь два раза мы дали крюк и то, больше по моей вине. Так что рекомендую. Однако, наличие бумажной карты Румынии и Болгарии есть очень сильным бонусом, так что оно стоит тех пару долларов.

Также стоит отметить что в Румынии очень туго с языками. Только румунский, иногда английский (очень редко). Так, если в городе Бакау, в банке на обмене валют со мной общались на хорошем английском, то в других местах только качали головой, пока я перечислял список языков, на которых хочу с ними поговорить.

Кстати, сразу после Бакау мы остановились перекусить в заведении La Izvor Agroturism. Девочка-официантка говорила только по-румынски, меню тоже по-румынски. В результате длительной игры в «крокодила» мы заказали простой салат из огурцов и помидор, борщ с фасолей и неизвестную похлебку с чем-то странным. Похлебку заказал я, когда уже не было терпения смотреть на эти непонимающие глаза официантки, просто ткнул пальцем в меню. Похлебкой оказался суп из овечьего желудка – специфическое блюдо :) Позже мы вычислили для себя верный способ выбора кафе и баров:

- Останавливаться нужно там, где останавливается перекусить некоторое число машин-дальнобойщиков. Это логично, ведь они часто ездят и уже знают, где можно вкусно и недорого покушать.
- Можно объяснять «на мигах», пальцах и звуках. Коровы мукают везде одинаково, так что изобразить телячью котлету не составит труда :) Такой вот нехитрый алгоритм.

Мысленно вся трасса была разделена на 4 части. 1/4 трассы проходила по Украине (250 км), 2/4 по Румунии (500 км) и 1/4 по Болгарии (250 км). Так что фактически, дорогу по Румынии мы прошли быстро. Около 7 утра мы прошли границу, а в 16:40 мы были уже на пароме Калараши (Румыния) – Силистра (Болгария). Итого 10 часов. Не спешите кидать тапками! Сюда входят две остановки: на обмен валюты и на покушать. Кроме того мы законопослушные граждане и старались (хоть иногда) не нарушать скоростной режим – 50 км/ч в населенных пунктах, а в Румынии населенные пункты идут один за другим. Сюда еще можно добавить крюк в 80 км между Suceava и Falticeni, из-за того что я не поверил навигатору. Так что 580 км за 10 часов по Румынии – это хороший показатель :)

Интересным моментом в пути стал паром через Дунай - Калараши (Румыния) – Силистра (Болгария). До этого про паромы я только видел в интернете. Стоит отметить, что это достаточно быстрый и удобный вид транспорта. Опять же отдых для водителя и позитивные эмоции для детей :) Дочка, правда, расстроилась, сказала: «Какое-то маленькое море». Также рассмешил крупный дядька (судя по форумам зовут его Петруня). Дядька предлагал поменять евро или доллары на румынские леи, по интересному курсу 1:1. К сведению, курс евро к леям 4.59 лей за 1 евро. Такой вот бизнес у людей.

Переправа на пароме заняла не больше 20 минут. На другом берегу Дуная пошли сплошные приколы. Во-первых, мы долго не могли найти, где же здесь пропускной пункт на границе с Болгарией. Им оказалось такое себе невзрачное построение. Машин не было ВООБЩЕ! Из будочки вышел болгарский таможенник-пограничник, взял паспорта и техпаспорт и ушел к себе. Через пару минут вернул документы и пожелал счастливого пути. Короче, Румыно-Болгарская граница поразила своей простотой и пустотой. Сразу же за пропускным пунктом можно было купить виньетку – талон оплаты дорожного сбора. Принимают только болгарские левы, обменять можно было рядом по вполне нормальному курсу.

Валюты в Румынии и Болгарии

Отдельно следует сказать несколько слов о валютах в Румынии и Болгарии. Обе страны являются членами Евросоюза с 2007 года, но сохранили собственные валюты. В Румынии национальной валютой являются леи (разменная монета бани). Кстати, стоит отметить очень высокое качество румынской валюты. На ощупь она сделана словно из пленки, поэтому купюры всегда гладкие и непомятые, где бы они ни лежали. А болгарская валюта – левы (разменная монета стотинки) напротив, сделана не очень качественно. Купюры очень быстро затираются и рвутся. В обеих странах оплатить что-либо в евро нереально. Нужно искать пункт обмена и менять, ну или снимать с карты Visa/Mastercard. Кстати, снимать с карты в национальной валюте оказалось намного выгоднее, особенно в Болгарии. К примеру, обмен наличного доллара на болгарские левы в банке UniCredit был выполнен по курсу 1.47 лева за доллар. А снятие с долларовой карты в том же банке получилось по курсу 1.53 лева за доллар – неплохая разница. Так что в основном мы пользовались Mastercard, а не наличными.

После переправы на пароме и прохождения Румыно-Болгарской границы мы заехали в небольшой город-побратим Силистру (кстати, у них аналогично есть ресторан Хмельницкий). Остановились там покушать и решили заночевать. В принципе можно было ехать и дальше, но после сытного обеда-ужина, накатило такое расслабление, что уже ничего не хотелось. Поэтому мы сняли номер в гостинице и завалились спать. Уверен, это было правильное решение. Утром мы покушали, сходили на рынок и прикупили там разных фруктов в дорогу. О, про фрукты и цены на них в Силистре мы будем вспоминать еще долго. Дело в том, что у нас семья фруктоманов. Мы их потребляем в огромных количествах и всех видов. А когда мы увидели на рынке качественные фрукты по таким бросовым ценам, то не смогли удержаться и затарились по полной. К сведению, килограмм отличных абрикос там стоил 2 гривны 50 копеек (0.32 доллара за килограмм).

После вчерашнего пути по Румынии нам казалось, что 250 км по Болгарии должны пролететь очень быстро. В принципе так и получилось, если бы не несколько приключений. Маршрут наш проходил через Добрич, Варну и Бургас. В Варне, на въезде в город, на первом круге навигатор заглючил и мы дважды проезжали не в тот поворот. Когда в третий раз мы съехали с круга «не туда», то оказалось что нам нужно проехать около 5 километров по городу, чтобы вернуться на нужный маршрут. Но этот крюк мы проехали не зря. Варна просто красивейший город на берегу моря. Очень впечатлил и позже мы жалели, что не остановились посмотреть его подольше.

После Варны шла отличная дорога вдоль моря на Бургас. Хотя дорога и шла вдоль моря, но моря мы не видели (только чувствовали :) ). Кстати, родители могут посчитать сколько раз дети задают вопрос в пути: «А когда мы уже приедем на море?». Путешествие по отличной дороге внезапно сменилось не очень качественным покрытием – туда нас увел навигатор. Мы остановились и даже засомневались туда ли мы едем. Направляющим «пинком» послужила украинская машина, которая остановилась рядом с нами. Супружеская пара тоже ехала на Бургас, и их тоже на эту дорогу увел навигатор. Дельный совет: если болшинство едет по одной дороге, а навигатор уводит Вас на другую, то лучше ему не доверять! Так получилось, что мы свернули на Дюлино, Паницово и т.д. Там оказалась дорога с не самым хорошим покрытием и вдобавок такая узкая, что местами две машины не могли разъехаться. Но, зато мы познакомились с Болгарскими горами – они очень красивые, как впрочем и любые горы. Мы увидели поля, засаженные лавандой (и огороженные колючей проволокой). А запахи – вот где настоящая аромотерапия. Кстати, небольшой кустик лаванды так проник по машине, что теперь не нужны никакие освежители воздуха :)

Но, любое путешествие когда-нибудь кончается и мы не заметили, как проскочили Бургас и приехали в место отдыха - Созополь. Как я уже писал вначале, мы не знали в какой именно город мы поедем отдыхать. Решили выбирать на месте из Несебра, Сарафово или Созополя. Несебр мы проскочили из-за ошибки навигатора и решили туда позже съездить на экскурсию. Сарафово хотя и рекомендуют для детей, но немного напрягает рядом находящийся аэропорт. Поэтому выбор пал на Созополь, как оказалось, не зря.