12 янв. 2011 г.

"Google it" или знания людей сегодня

Людей перестал интересовать процесс познания или исследования. Если что-то нужно, то сразу идут в "гугл". С одной стороны - это хорошо быстро получить ответы на свои вопросы. Но с другой стороны опыт подсказывает что то, что даром дается, никогда не ценилось, не ценится и не будет цениться.

Вспомнился рассказ Уильяма Моррисона "Мешок". Рассказ был опубликован в 1950! Вот цитата:

"...Им следовало бы спросить, так ли велика моя ценность, как это кажется. Им следовало бы спросить, что приносят мои ответы - пользу или вред.
- А что они приносят?

- Вред, огромный вред.
Зиблинг был поражен. Он сказал:
- Но если ваши ответы правдивы...
- Процесс достижения истины так же драгоценен, как и сама истина. Я лишил вас этого. Я даю вашим ученым истину, но не всю, ибо они не знают, как достигнуть ее без моей помощи. Было бы лучше, если б они познавали ее ценой многих ошибок.
- Я не согласен с вами.
- Ученый спрашивает меня, что происходит в живой клетке, и я говорю ему. Но если бы он исследовал клетку самостоятельно - пусть ценою затраты многих лет, он пришел бы к финишу не только с этим знанием, но и множеством других, со знанием вещей, о которых он сейчас даже не
подозревает, а они тесно связаны с его наукой. Он получил бы много новых методов исследования.
- Но ведь в некоторых случаях знание полезно само по себе. Например, я слышал, что уже используется предложенный вами дешевый процесс производства урана на Марсе. Что в этом вредного?
- А вам известно, сколько имеется необходимого сырья? Ваши ученые не продумали этого вопроса, они растранжирят все сырье и слишком поздно поймут, что они наделали. У вас ведь уже было так на Земле. Вы узнали, каким образом можно дешево перерабатывать воду; вы тратили воду безрассудно, и вскоре вам перестало ее хватать.
- Что плохого в том, чтобы спасти жизнь умирающего пациента, как это делали некоторые врачи?
- Первый вопрос, который следовало бы задать, это - стоит ли спасать жизнь такого пациента..."

PS: Этот рассказ нашел в гугле по нескольким ключевым словам из рассказа за 2 минуты :(

2 комментария:

Rustam Sydykov комментирует...

Привет, Сергей.

Я уже своих детей начал отправлять искать ответы в энциклопедиях (книжках). Сам уже понял, что и-нет надо использовать как справочник, а не как учебник. Кстати, тоже вспомнился один фантастический рассказ, как в людей "закачивали" знания и на рынке труда продавали как вещи. Но больше всего ценились люди, которые умели добывать знания.

Руст.

Ununseptium комментирует...

Привет, Руст!

Добыча знаний, в принципе, это весь процесс эволюции. А так только остановка и откат назад.

Сергей